Хирургия

Особенности подросткового возраста у девочек: характер перемен, физические и психологические нюансы, рекомендации для родителей

В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2года). Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста

Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.

Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.

Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).

Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.

Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.

Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.

Социально психологические особенности подросткового возраста

Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью.

Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых.

Негативизм и чувство взрослости йявляются психологическими новообразованиями личности подростка.

В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего — то поведения или моральных ценностей.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.

Какие особенности подросткового возраста у девочек?

Распространено мнение, что у девочек взросление происходит более гладко, чем у мальчиков и сопряжено с меньшими проблемами. Однако родители девочек-подростков с этим вряд ли согласятся.

Половое созревание у большинства девочек, действительно, происходит раньше, чем у большинства мальчиков, и быстрее.

Представительницы слабого пола на самом деле лучше интерпретируют свои эмоции и легче с ними справляются, в их организме не вырабатывается столько адреналина, сколько в мужском, и по этой причине и в подростковом возрасте они менее агрессивны, не так остро воспринимают происходящие с ними изменения.

Но и для девочек переходный возраст – проблемный период, который сложно пережить и им самим, и их родителям.

Физиологические особенности

Подростковый возраст – это время, когда усиливается выработка половых гормонов, происходит развитие репродуктивной системы, формируются вторичные половые признаки.

У девочек эти процессы могут начинаться уже в 8-11 лет и длиться до 16-18 лет, хотя собственно пубертатный период занимает намного меньше времени. Рассмотрим этапы полового созревания девочек – это позволит распознать начало переходного возраста, помочь ребенку понять, что с ним происходит, и принять себя.

  • Предпубертатный этап. Организм будущей женщины только готовится к предстоящему взрослению. В это время яичники уже начинают интенсивно вырабатывать эстроген. Внешние признаки взросления в это время еще не сильно заметны, но уже начинает формироваться женский тип фигуры: кости таза расширяются, бедра становятся более округлыми. Более выраженной становится пигментация вокруг соска, сам он начинает выступать, становится крупнее. В подмышечных впадинах и на лобке появляются пока еще тонкие негустые волосы. Из-за усиления выработки андрогенов усиливается секреция сальных желез, в результате чего на лице, реже и на теле появляется угревая сыпи, а волосы быстро засаливаются и загрязняются. Обычно этот этап падает на возраст от 8 до 12 лет.
  • Пубертатный этап. Главный его признак – начало менструаций. Они появляются как правило не позднее, чем через два года после начала предыдущего этапа. Если предпубератный период затянулся, есть смысл обратиться за консультацией к гинекологу. Причиной задержки могут стать как нарушения в развитии репродуктивной системы, так и недостаток питания. Так, замечено, что у девочек, растущих в семьях вегетарианцев или сидящих на диете, менструация начинается позже, чем у их сверстниц, питающихся полноценно. В течение года менструальный цикл должен наладиться: если и через год менструации нерегулярны, выделения слишком скудны или, напротив, обильны, то есть повод для обращения к специалисту.

В этот же период, примерно через год или два после начала менструаций, интенсифицируется рост.

Части тела в это время формируются непропорционально, так что девушка напоминает «гадкого утенка», которому только предстоит стать «прекрасным лебедем». Сначала стремительно растут кисти рук, стопы, лицевые кости.

На бедрах и животе скапливается жировая клетчатка. Из-за этого фигура выглядит неуклюжей. Юношески угри к этому времени тоже могут еще не исчезнуть.

Пубертатный период обычно длится около двух-трех лет, падать он может на возраст от 11-12 лет до 15-16 лет – все зависит от индивидуальных особенностей организма.

  • Постпубертатный период. Формирование женской фигуры продолжается, но интенсивного роста уже не наблюдается. Девушка становится стройнее, жировая клетчатка превращается в мышечную ткань, перераспределяясь на зону бедер и молочных желез. К 16-18 годам фигура девушки окончательно формируется.

Зная особенности физиологического развития девочки-подростка нетрудно догадаться, с какими психологическими проблемами она сталкивается.

Особенности подросткового возраста у девочек, особенности начала созревания, особенности изменений, физические и психологические нюансы, что делать родителям?

Какие психологические особенности этого периода?

Эмоциональные переживания девочки-подростка во многом связаны с физиологическими процессами в ее организме.

Первый признак переходного возраста у девочек – пристальное внимание к своей внешности и стремление привлечь внимание к своей персоне, выделиться из окружения или, напротив, подчеркнуть свою идентичность ему (своим подругам и более старшим девочкам).

Она начинает интересоваться модой, стремиться одеваться ярче, современней, иной раз выбирая чересчур вызывающие наряды. Экспериментирует с прической, цветом волос, начинает пользоваться макияжем, чаще всего сильно с ним перебарщивая. Очень переживает по поводу прыщей, лишних килограммов, несоответствия фигуру стандартам красоты.

Некоторые девочки испытывают неуверенность из-за менструаций.

Родителям ни в коем случае нельзя критиковать девочку-подростка, сравнивать ее с другими, особенно если сравнение – не в ее пользу. Любые замечания относительно ее внешности будут восприняты в штыки и могут привести к глубоким переживаниям из-за своего несовершенства.

Тактика родителей должна быть иной. Лучше всего будет, если они помогут своей дочурке выглядеть по-настоящему красивой и стильной. Не стоит дожидаться, пока она начнет таскать помаду из маминой косметички и накупит дешевых теней для век самых несуразных оттенков.

Куда лучше самим отвести свою красотку к визажисту, чтобы он подобрал ей макияж. Сделать это можно и самим вместе с ребенком, ориентируясь на модные тенденции. С гардеробом стоит поступить аналогичным образом.

Разумеется, надо обеспечить чадо дезодорантом, средствами гигиены, косметикой по уходу за кожей лица, волосами.

Вторая особенность переходного возраста у девочек – стремление быть взрослой, самостоятельной, самой принимать решения. У ребенка появляется свой мир, доступ родителям в который закрыт.

Не стоит грубо шпионить за своим чадом – уважать его права на свою территорию необходимо. Лучше продемонстрировать, что вы готовы соблюдать эти права.

Если не имеете возможности предоставить дочке во владение отдельную комнату, то выделите ей хотя бы полку в шкафу, тумбочку, в которых рыться никто из членов семьи не будет ни при каких обстоятельствах.

Увидев, что вы ей доверяете, дочка тоже станет вам доверять.Если же заслужить доверие не получается, то хотя бы сделайте так, чтобы ваш контроль остался незамеченным.

Рекомендации для родителей. Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст — это период между детством и взрослостью.

Подростковый возраст

У подростков на первом месте – общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей семьи.

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании. С течением  времени группы становятся смешанными. Ещё позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

Ценности и мнения группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу и взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Ребенок требует независимости, уважения к своим тайнам. Разногласия с родителями происходят в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем.

Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

Главная потребность возраста – понимание. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Достижение «взрослой ответственной позиции», прежде всего, связано с развитием самостоятельности.

Развитие стремления к самостоятельности возможно только при признании со стороны взрослых возможности подростка действовать самостоятельно!!!

Подростку необходимо, чтобы за ним признали не только «взрослые» обязанности, но и «взрослые» права.

Стремление подростка к занятию более самостоятельной, более «взрослой» позиции накладывает отпечаток на его отношения с взрослыми (родителями, заменяющими их лицами) — происходит ослабление эмоциональных связей.

Преобладающее влияние семьи замещается влиянием группы сверстников. В связи с этим происходит постепенное освобождение от опеки родителей (лиц, их заменяющих) и вхождение в группу сверстников. В  группе сверстников подросток хочет получить признание, быть принятым.

Меняется отношение и к учебной деятельности. Либо осуществляется переход на новый, более высокий уровень (раскрывается смысл учебной деятельности как самообразование и самосовершенствование), либо утрачивается интерес.

Подросток начинает опробовать взрослое поведение, свои будущие взрослые роли. Подросток осознает свою временную перспективу, т.е. от детского прошлого до представлений себя в будущем. Осуществляет выборы (выбор профессии, полового поведения, жизненных ориентиров).

Развивается самооценка. В 10-11 лет у подростка преобладают отрицательные оценки и потребность в самооценке сталкивается с неумением оценить себя, может анализировать только свои отдельные поступки.

В 12-13 лет общее положительное отношение к себе сочетается с отрицательными оценками себя в отдельных ситуациях, зависящими, прежде всего, от оценок окружающих, особенно сверстников. Пытается понять  черты собственного характера, взаимоотношения с другими людьми.

В 14-15 лет возрастает критичность к себе. Формируется «чувство взрослости»: потребности в уважении, доверии, признании человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность, желания оградить некоторые свои сферы жизни от вмешательства взрослых. Формируется система ценностей. Подросток стремится к овладению глубокими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченной области.

Жизненно необходимо расширение зоны самостоятельности!!!

Юношеский возраст

Юношеский возраст не является полностью устоявшимся. Процессы физического, физиологического, психического и социального созревания протекают неравномерно у разных людей, и соответствующие различия с возрастом увеличиваются.

Читайте также:  Гебефренический синдром: особенности течения заболевания, характерные признаки, принципы лечения

Главным моментом ранней юности является то, что юноша / девушка стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.

В юношеском возрасте уже присутствуют реальные черты взрослой жизни. Психологически это освобождает юношу от неопределённости, с одной стороны, ослабляет напряжённость личностного выбора, а с другой – сохраняет эту напряжённость, переводя её из плана переживания и воображения в план реальных действий, реальных планов.

Задача возраста — личностное и профессиональное самоопределение.

Старшеклассники при оценке себя и окружающих все больше начинают зависеть от накопленных знаний о себе, чем от мнения других людей.

Профессиональное становление предполагает:

  • развитие уверенности в себе и самопринятие,
  • развитие положительного отношения к миру и принятие других,
  • развитие самостоятельности, автономности, мотивации самосовершенствования.

Причиной неправильного выбора профессии могут быть как внешние обстоятельства, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или неправильным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Выбор профессии должен происходить на основе осознания своих склонностей и способностей.

Жизненное самоопределение включает:

  • Выбор учебы, труда, друга, образа жизни, места жительства и т. д.;
  • Оказывает влияние на формирование положительных семейных установок — желание иметь собственную семью, детей, выполнять социальные роли мужа, отца, жены, матери;
  • Способствует усвоению необходимых навыков.

Результатом жизненного самоопределения является готовность связать себя конкретными обязательствами «любить и работать».

Юноши заменяют количество друзей качеством близкой дружбы с немногими сверстниками, разделяющими их ценности. Дружба учит соизмерению своих поступков, желаний, планов с поступками, желаниями и планами другого, заботе и чуткости. Люди, не имевшие подобного опыта, нередко неудачливы в личной жизни, они не могут научиться взаимопониманию.

Появляются дружеские отношения между представителями противоположного пола. Ребят меньше занимает внешность и больше интересуют качества личности и планы на будущее.

Общение с взрослыми помогают сформировать способности строить отношения с окружающими, разбираться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в обществе, дают знания, необходимые для будущей самостоятельной жизни.

Большую роль в юношеском возрасте начинает играть:

  • трудовая деятельность
  • способность вести самостоятельную жизнь
  •  подготовленность к бытовому труду, которая предполагает овладение необходимой суммой знаний и практических умений и навыков.
  • здоровый образ жизни, ответственное и уверенное отношение к собственному телу и физическому здоровью.

Готовность к самостоятельной жизни предполагает достижение зрелости, основными показателями которой являются:

  • стремление к самосовершенствованию и самореализации;
  • способность устанавливать отношения, предполагающие долгосрочные обязательства и взаимную преданность при сохранении внутренней независимости;
  • умение принимать на себя ответственность за последствия своих действий;
  • готовность совершать усилия для достижения своих целей, основанная на уверенности, что очень многое в жизни зависит от собственных усилий и способностей;
  • ориентация на себя при принятии решений;
  • умение видеть разные возможности и поступать в зависимости от сложившейся ситуации.

Рекомендации для родителей подростков

Что нарушает психологическую безопасность подростка:

  • постоянная критика родителей и учителей, которая планомерно программирует сознание ребенка на неудачу;
  • отстранение ребенка от круга знакомых и друзей дома
  • слишком жесткие правила или их отсутствие
  • насмешки над внешностью детей, их физическими недостатками и слабостями
  • вербальные или невербальные послания негативной направленности (особенно послания типа «ты нам не нужен»)
  • терпимость окружения к употреблению  алкоголя и «легких» спиртных напитков
  • отсутствие времени у родителей для общения с детьми

Что защищает и укрепляет:

  • конструктивный стиль общения родителей с подростками, позволяющий ему чувствовать себя самостоятельным членом семьи
  • поддерживающие уверенность в себе и чувство своей ценности для семьи «поддерживающие послания» — вербальные и невербальные
  • замена репрессий за плохое поведение наградами за хорошее
  • умение родителей повиниться, если они в чем-то были не правы
  • серьезное отношение к чувствам и переживаниям подростков
  • Подстройки (умение сочувственно выслушивать ребенка)
  • Отслеживания (умение вовремя «пеленговать» все изменения в психологическом состоянии ребенка)
  • Способность вести (т.е. без прессинга оказывать на детей благотворное влияние)

Как наладить отношения с подростком?

  1. научиться правильно понимать ребенка и доводить до его сознания, что он понят правильно
  2. удерживать себя от негативных чувств к ребенку, даже мысленных ( они могут становиться реальной, отрицательно воздействующей силой, создавать негативную ауру в семье)
  3. чтобы отучить ребенка от вредных привычек, следует сделать здоровый образ жизни семейным
  4. понимать, что в подростковом возрасте ребенок повторяет стадии раннего развития  в более усложненной форме, стремясь удержать чувство безопасности и беззаботности детства
  5. установить с подростком партнерские отношения, позволить ему принимать участие в семейных решениях, особенно тех, которые касаются непосредственно его.

Как научить ребенка самозащите от давления группы или «друга-манипулятора»:

  1. научить ребенка опознавать методы индивидуального и группового давления, разъяснить их цель
  2. убедить ребенка, что он имеет право на собственный выбор, собственное решение и не обязан принимать чужие
  3. не откладывать разговоры с ребенком, если он пытается что-то сообщить, и не игнорировать это сообщение как маловажное

Способы повышения самооценки подростка

  • чаще хвалить за любые достижения и успехи;
  • подчеркивать достоинства его внешности;
  • подчеркивать его положительные черты характера;
  • помогать подростку выглядеть современно (покупать по мере возможности модную одежду).
  • поручать сложные и ответственные дела;
  • доверять;
  • помогать наладить общение со сверстниками.

Родители могут предотвратить грубое поведение:

  • отмечать и хвалить за адекватное и социально приемлемое поведение;
  • учить просить внимания конструктивно (личный пример).
  • минимизировать внимание (парадокс чрезмерное внимание закрепляет плохое поведение);
  • игнорировать выходку;
  • удивлять: на выходку ответьте выходкой;
  • отвлекайте подростка, задавая вопросы на отвлеченные темы;
  • обращайте внимание на примеры хорошего поведения, конструктивного взаимодействия.

Использованы материалы из книги В.Н.Ослон «Основы воспитания ребенка в замещающей семье».

Особенности психики девочек в подростковом возрасте

В период полового созревания девочки-подростки очень сильно меняются психологически, становятся совершенно иными, нежели в детстве.

В это время они очень эмоциональны. Характерными проявлениями переходного периода становятся изменчивое настроение и психическая неустойчивость: девочку-подростка легко рассмешить, причем чем попало, и так же легко довести до слез, испортить хорошее настроение.

Ими близко к сердцу принимаются похвала или порицание, особенно высказанные в иронической форме. При этом подросток реагирует прежде всего на смешливый тон говорящего, а уже потом — на содержание замечания.

Девочку-подростка легко растрогать, заставить смеяться или плакать, она более самолюбива и обидчива, возмущается при подшучивании над нею.

Примером может послужить тот факт, что дома некоторые девочки-подростки жалуются родителям, что мальчишки в классе стали постоянно над ними хихикать, только шутки у них злые, несмешные и неприятные, хотя вчера один из них помогал нести сумку с учебниками, когда шли домой из школы.

В этом случае подростка может утешить разъяснение родителей, что мальчики в этом возрасте немного отстают в своем развитии от девочек, по большей части они по-прежнему остаются детьми, их мало интересуют внешность сверстницы и перемены в ней, а на их злые шуточки просто не стоит обращать внимания, так как такое поведение объясняется лишь беспомощностью и неумением правильно вести себя с уже повзрослевшими одноклассницами.

В этом же возрасте эмоциональность особенно отчетливо проявляется в характере оценок окружающего мира.

Девочки вообще легче и лучше воспринимают то, что привлекает их внимание (конкретные и близкие явления, окружающее их, а не что-то абстрактное и отдаленное).

В этом возрасте у девушек происходит процесс формирования самосознания, который зависит от индивидуальных особенностей ребенка и влияния на него социальной среды.

Возникает более сильная, нежели у мальчиков, потребность во взаимопонимании, психологической близости, проявляется интерес к внутреннему миру вымышленных героев. При этом они больше ориентируются на словесное общение, чем на совместную деятельность.

Познавая себя, девочки постепенно формируют идеальный образ своего «я» и стремятся соответствовать ему. Здесь и начинается процесс самовоспитания, который сопровождается характерными особенностями поведения.

Например, в зависимости от выбранного идеала для преодоления стыдливости девочка начинает вести себя развязно или, наоборот, начинает воспитывать в себе «неприступность», порой доводя до того, что отвергается своими друзьями и подругами.

Рассказывая о психологических особенностях подросткового возраста, следует остановиться и на отношениях между родителями и дочерью в этот период. В некоторых семьях они становятся достаточно напряженными.

Причиной тому является стремление дочери стать самостоятельной, достичь статуса взрослого человека и, самое главное, поступать, как она хочет сама, а не как советуют близкие люди. Часто девочки-подростки совершают поступки, даже не задумываясь об их конечном результате.

Родителям нужно быть очень внимательными к дочери, следить за кругом ее интересов и общения. Даже если они считают ее поведение не очень правильным, все-таки нужно проявить уважение к чувствам и понятиям подростка, а уже потом разумно влиять на них.

Порой идеалы формируются у дочери под влиянием подруг и друзей, и результат не всегда бывает приятным для родителей. Чтобы этого избежать, нужно стараться в ненавязчивой форме «направлять» дочь в желаемое русло, больше общаясь с ней, проводя совместно свободное время или занимаясь общими делами по дому.

Полезно приводить положительные примеры не только из собственной жизни, но (даже лучше) и из жизни знакомых, которые многого добились как в личной, так и в общественной жизни, особенно если девочка их уважает. Можно рассказать, что ваша лучшая подруга тоже в свое время искали свое место в жизни, долго раздумывала о своем настоящем и будущем. В конечном итоге из нее получилась хорошая жена, мать, она сделала головокружительную карьеру.

Почему в некоторых случаях лучше привести пример, основанный на жизни постороннего человека?  Да потому, что в этом возрасте многие девочки практически все нравоучения родителей принимают в штыки, считая, что их лишают свободы и права иметь свое мнение.

Не стоит говорить: «Я родителей только радовала, помогала по хозяйству, была отличницей, с плохими компаниями не водилась». Дочь должна видеть в родителях людей не только с достоинствами, но и с недостатками, убеждающих своим прошлым и настоящим опытом, что единственный правильный путь — это совершенствование, а не потворство своим прихотям.

Когда у девочки наступает подростковый период, родители должны быть готовы к тому, что для ребенка семейные границы со временем станут узкими, и не стоит ревновать детей к новым увлечениям и конкурировать с их друзьями и подругами, ограничивая общение.

Следует помнить, что отказ девочке-подростку в самостоятельном определении круга знакомств, наличии своей внутренней жизни расценивается лишь как пренебрежение к ее интересам и приводит к затяжным конфликтам.

Ошибочным является и стремление оградить девочку-подростка, девушку от любых сведений, которые касаются взаимоотношения полов, избегание любого упоминания о сексуальных проблемах. Дочь все равно получит соответствующую информацию, но не из ваших уст или книг, а от старших подруг, которые уже приобрели известный и не всегда желательный опыт.

Когда ваша девочка начнет встречаться с юношей, займите правильную позицию: не упоминайте об отношениях между детьми-подростками в насмешливой форме и не прибегайте к запретам.

Именно в это время закладываются основы истинно нравственных взаимоотношений между мужчинами и женщинами, а бестактное отношение или вмешательство может не только неблагоприятно сказаться на психике дочери, привести к преждевременной половой жизни, но и навсегда испортить доверительные отношения между ней и родителями.

Родителям, имеющим дочь-подростка, нужно помнить, что в подобных случаях важны не столько специальные приемы воспитания, сколько понимание, доверие, уважение и такт.

Читайте также:  Внутриматочная контрацепция: плюсы и минусы метода, классификация спиралей, возможные последствия

Подростковый возраст. Психологические особенности

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты.

Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все».

А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому».

Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь).

До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым.

Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений — это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации.

И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка.

Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается.

Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик.

Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.

Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.

Внутренне происходит следующее: у подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки.

Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое — это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге.

При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия.

Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта.

Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).

Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Светлана Сушинских, психолог

Психологические особенности подросткового возраста

Возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологический возраст, по мнению Л.С. Выготского — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст, может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы.

Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Подростковый период — период завершения детства, вырастание из него, переходный от детства к взрослости. Сформированная в учебной деятельности способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя.

Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность.

Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. Это период полового созревания. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным.

Психологические особенности

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет.

Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря.

Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.

Читайте также:  Признаки молочницы на сосках, причины, как лечить кандидоз сосков

Подростковый возраст. Почему этот возраст трудный?

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Период развития охватывает возраст с 10-11  до 14-15 лет. Чаще всего трудности связывают с половым созреванием.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков могут возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела.

Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Следствием переживаний по этому поводу может быть заниженная самооценка.

Подростку нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личных проблем. Одна из них, в частности, связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт, как «нормальную патологию».

Все это требует от взрослых пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Основные проблемы возраста

Общение со сверстниками

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение.

Для некоторых это стремление может выражаться в желании  занять в группе место лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-либо деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.

Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений.

Поэтому в первую очередь взрослым полезно максимально конкретно проанализировать и «отработать» именно версию «общение со сверстниками»: какие отношения со сверстниками были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на   какую роль он претендует в коллективе сверстников и т.д.

Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми, особенно учителями.

В то время как для подростка переживания по поводу общения со сверстниками наиболее значимы, учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более переживают  по поводу общения с родителями.

Взрослые, как правило, не имеют никакого представления о динамике мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста. Динамику мотивов общения можно представить схематично следующим образом.

Если в 5 классе доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, то уже в 6-7 классах на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников.

В 8-9 классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Анализ показывает, что  у многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым в глазах сверстников», что приводит к тяжелым переживаниям.

Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатка тех детей, с которыми общается их сын или дочь.

То же время исследования показывают, что, уже начиная с 7 класса, у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.

Общение младших подростков сосредотачивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности.

На этом фоне у 8-9-классников возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми.

Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые чаще всего не воспринимают его проблем.

Учителю и родителю необходимо развить способность к «децентрации», способности увидеть проблемы общения подростка со сверстниками не только «со своей колокольни», но и  глазами самого подростка.

Подросток и взрослые

Первый источник этой проблемы – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях.

Уже говорилось о том, что взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка, а ведь этим начинается и заканчивается любая популярная книга о психологии отрочества.

Что же говорить о более сложных и менее очевидных вещах!

Родители перестают видеть своих детей, а учителя своих учеников; место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка.

И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми.

Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность  в общении с взрослыми «на равных», редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом становится противопоставление себя, своего «Я» взрослым, потребность в автономии.

Остановим я еще на одном моменте. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают  в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» и т.п. – и совершенно не замечают ростки позитивного, нового.

Одним из таких ростков является развитие в подростке способности к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать, разделить их горе или радость.

Взрослые в лучшем случае сами готовы оказать сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны.

Понятно, почему это происходит, — для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных». Получается, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять.

Общение подростка с учителями оказывается еще более напряженной, «запущенной», малопродуктивной с точки зрения личностного развития ребенка.

Исследования показывают, что переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимает одно из последних мест (сами же учителя весьма неадекватно отводят этим переживаниям подростков первое по значимости место).

Кроме того, с  учителями у подростков связаны в основном отрицательные переживания.

Характер общения с учителями и субъективного отношения к нему изменяется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд, то в старшем  подростковом возрасте – стремление к личностному общению с ним.

Начиная с 7 класса, подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные – нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя.

Однако, несмотря на неудовлетворенность подростков личностными качествами учителя, они все равно стремятся к общению с учителем. Учителя, как правило, этого не понимают. Таким образом, с возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и – невозможности ее удовлетворения. Так расширяется зона конфликтов.

Подросток-школьник

При всей важности общения все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он – школьник. Главное общественное требование к подростку – овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых  невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.

Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, может быть порождено самыми разными причинами

Если у детей младшего школьного возраста неуспеваемость может быть в большинстве случаев преодолена в ходе углубленных занятий с педагогом, причем повышение успеваемости ведет, как правило, к улучшению общения ребенка  с товарищами, то в подростковом возрасте все как бы меняется местами.

Нельзя, «вытаскивая» успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка. Можно сделать лишь наоборот: решая личностные проблемы подростка, помочь повысить успеваемость.

Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах является отсутствие адекватной мотивации учения, т.е. нежелание учиться.

Однако создание адекватной мотивации учения у подростков, и в особенности тогда, когда подросток уже потерял интерес к учебе, — очень сложное дело, требующее тонкой психологической инструментовки, индивидуального подхода  каждому подростку.

Нередко в современной школе потеря подростками смысла учения является результатом педагогической работы. Начиная уже с 6-7 класса, учителя начинают смотреть на того или иного ученика как на совершенно неперспективного.

Учителями откровенно  используются угрозы перевести в другой класс, школу или избавиться после 9 класса. В результате многие подростки из числа «неперспективных» сами предпочитают «отойти от школы», находя интересы где-то на стороне.

Без глубокой уверенности педагога в перспективности каждого подростка,  в принципиальной возможности развития его личности работа с ним не может быть успешной!

Исследования показывают, что в любом возрасте подростки видят причины трудностей обучения в первую очередь в самих себе (младшие: «плохая память», «слабое внимание», «не умею думать»; старшие: «лень», «безволие»).

Второй по частоте причиной подростки называют сложность учебной программы, отдельных предметов. Старшие указывают на эту причину реже, чем младшие. Третьей причиной подростки считают непрофессионализм педагогов.

Учителя же считают, что во всем виноваты сами подростки.  В качестве второй причины называют плохую помощь родителей.  Третьей причиной учителя считают сложности программы. Наконец, родители считают главной причиной «недоступность программы», «высокие требования школы».

Выявляемая  на основании сопоставления трех позиций картина весьма неблагополучна с точки зрения, как развития личности подростка, так и развития личности педагога. Тормозом для развития выступает сочетание «обвиняющей» позиции учителей и «самообвиняющей» позиции детей, когда все трудности процесса усвоения знаний списываются за счет «лени», «безответственности» и «нерадивости» школьников.

Еще одна важная проблема, связанная со сферой обучения современных подростков, состоит в полном игнорировании познавательной мотивации.

Для современной ситуации характерно смещение акцентов с собственно познавательной деятельности на отдельные, наиболее формальные элементы учебной деятельности (успеваемость, оценки и т.п.).

Следствием этого становится неразвитость интереса к самому процессу познания, чрезвычайно важного для продуктивного развития личности подростка.

Самопознание, самореализация, самораскрытие

Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так ли иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными.

Adblock
detector